процесс и не более

Позднее Ctrl + ↑

Зеркало для самопомощи

Очень кринжово смотреть видео с детьми, рассуждающими о фундаментальной науке, квантовой физике, строении материи, Вселенной, биологии. Ребенок насмотрелся научпопа и имитирует постижение, как волнистый попугайчик человеческую речь.

Или «стыдные» видеокурсы по разного рода психологической самотерапии.

Я не спорю: случались казусы с самооперированием перитонита. Один или два, за всю историю медицины, когда опытный хирург, глядя в зеркало и без наркоза удалил сам себе воспалившийся аппендикс.

Есть уникальный феномен Михаила Зощенко, годами, методично избавлявшего себя от десятка фобий, ипохондрии и депрессии. Но это был гений, ежедневно разглядывавший свое «Я» и посвятивший этому «постижению „Я“ львиную долю творчества. И он мог себе это позволить, ведь за обёрнутые в юмор записки о самонаблюдении ему неплохо платили.

Что происходит, если пользующий сам себя человек не гениальный хирург — предсказуемо. И спорить с этим будут единицы. Если обычный человек попытается сам себе сделать полостную операцию, со стопроцентной вероятностью его аккуратно поместят под специализированное наблюдение, пропишут препараты и впредь будут следить, не потянулась ли рука к скальпелю.

Психологическая самопомощь на базе роликов и шортсов YouTube не вызывает отрицания. Скорее — наоборот. Рекомендательные алгоритмы забивают персональный топ видеохостингов роликами такой тематики и создают у экспериментатора уверенность в том, что весь мир ежедневно справляется с аналогичными проблемами простыми упражнениями, повторением незамысловатых вербальных формул, практикой в визуализации и „медитациями“. Никто, никого не заставляет, все живы. Какие могут быть возражения против психосамотерапии?.

Для изолированной психики работающего человека нет зеркала, идеально отражающего внутренние психические процессы. Зачастую попытка что-то исправить глядя на свое отражение в собственном восприятии ведет к разрушительному результату, который виден снаружи и не кажется чем-то странным изнутри.

Поэтому, занимаясь „психологическим самолечением“, попробуйте найти кого нибудь, кто понаблюдает за вами „снаружи“.Того, кому вы на сто процентов сможете доверить роль „хирургического зеркала“, в котором верно отражается ваша рука с „ментальным скальпелем“. Удачи.

Бесплатные сессии января 2024 года

По графику бесплатные анонимные сессии «Тревога, страх, депрессия» доступны каждый четверг. Начало в 19:00 МСК.

Зарезервировать время надо по этой ссылке.

Сессии проходят в Zoom.

После регистрации на указанный e-mail отправляется ссылка на встречу. Указывайте реально доступный вам адрес электронной почты.

ОКР: помоги себе сам

В книге «В царстве голодных признаков. Лицом к лицу с зависимостями» есть пара страничек посвященных самопомощи при Обсесси́вно-компульси́вном расстройстве. Упражнение из пяти шагов для самостоятельного тренинга.

Плюс: можно попробовать самостоятельно, даже если расстройство не диагностировано или имеет характер не разрушительной зависимости (шопоголизм, переедание/заедание, работоголизм, болезненный перфекционизм и пр.)

Минус. Запутанный перевод и действия внутри ступеней понятны и принимаемы не с первого прочтения.

Если будете пробовать и возникнут трудности с интерпретацией инструкций, захочется получить дополнительную помощь — спрашивайте через анинимного бота. Моментально не среагирую, но помогу и проконсультирую обязательно.

Gabor Maté, «В царстве голодных признаков»

Вчера Olga Rasseko спросила меня «Александр, а как вы относитесь к трудам Габор Матэ? (возможно читали)». Первая итерация: «Не читал». Вторая «Найти что переведено на русский». Третья итерация «Посмотреть выходные данные». Четвертая: «Прочитать аннотации». Пятая итерация: «Пробежать отзывы».

3-4-5 сложили некий образ творца психологических науч-поп бестселлеров, который лечит наложением рук буквально все. Названия издательств наводят на мысль о форках пристнопамятной «Софии», размножавшейся трансграничным делением. К одной из странностей можно отнести достаточно забавный феномен: канадский сочинитель бестселлеров от чего-то не искался в франкоязычном сегменте Amazon.ca по подлинному написанию имени «Gabor Maté».

Но я успел ухватить краем глаза комментарий Ольги «Очень жаль...», который она быстро потерла. Меня это немного заело. Отставив дела вечера субботы и преодолев неприятие дизайна обложек переводных издательств, я заказал несколько книг Габора Матэ. По наитию выбрал для чтения первую — «В царстве голодных признаков. Лицом к лицу с зависимостями». Тема моя. Теперь об итерациях.

Третья. Книга писалась с 2006 по 2008 год. Натура: Ванкувер. Будучи чуть в теме того, что сейчас происходит в «поясе аддикции Канады», я сразу сориентировался, что фактура устарела и в книге нужна для «разгонов». Ничего нового, даже исходя из моего, не такого богатого и смелого, как у Габора опыта, для меня не было. Редакторов в книге не отмечено, но примерно на трети текста у меня задёргался глаз. И я даже полез в интернет, почитать, не упустил ли я чего в структуре строения головного мозга. И выдохнул, поняв, что какая-то часть книги вышла в подстрочнике, обойдя редактуру и рецензентов.

Четвертая. Аннотации, для букмаркетов пишут построчники, за деньги и наобум.

Пятая. Отзывы те же, но бесплатно, от графоманского зуда или по наивному недомыслию.

О стиле. Иногда Gabor Maté напоминает мне старенького преподавателя, от избытка чувств переходящего с материала к воспоминаниям, которые считает не менее важными, чем предмет лекции и декламирует их, хренача в такт своим мыслям костылём по кафедре.

О сути. Интересно и поддерживает мои методы. И поможет мне их развивать. Я для себя (и, возможно, для тех, кто будет продираться через книгу) разметил метаметками страниц с информацией для размышления. Для людей далёких от предмета или думающих помочь себе без посторонней помощи, рекомендую «обчитывать их по методу Искандера» (см. первый комментарий) Существенные страницы. 149. 168. 175. 188. 192. 198. 213. 220. 226. 230. 233. 237. 267. 268. 270. 281. 289. 290. 300. 306. 309. 314. 334. 348. 360. 366. 376. 378. 384. 393. 398. 419. 421. 423. 426. 428. 434. 442. 466. 469. 470. 471. 490. 492. 548. 549. 555. 562. 564. 567. 570. 586. 588. 594

О практике. Развитие моего полугодичного размышления «Изгнание из гормонального Рая» и практики «тактильных реперов»

Olga Rasseko — спасибо.

Закон Годвина в ML/AI

Частное следствие из закона Годвина*. Если тред о математике длиться достаточно долго, то с вероятностью 100% набежавшие банковские специалисты по ML/AI начнут лайкать посты, в которых твои оппоненты из ML/AI дословно повторяют твой второй реплай треда, в котором ты несколько недель назад ответил им, что рассматриваемая функция прерывиста и не определена при аргументе равном «0»

  • *Дискуссия закрыта, оппонент проиграл за отсутствием аргументов и может отправляться подтирать за собой посты треда. Но как дипломированному выпускнику SkillFactory по специальности ему этого не объяснить. Он как голубь.

«THE HOLDOVERS»

Так повелось, что предрождественские дни — одни из самых депрессивных в году. Я, как остальные, могу долго мазать кашу по столу, пересказывая теории этого явления.

Но это не в моём духе. Я люблю решать проблемы, а не подсовывать ипохондрикам очередной том британского справочника болезней с доскональным описанием родильной горячки.
Поэтому всем, чувствующим непонятное стеснение в груди и тревогу, рекомендую к просмотру «THE HOLDOVERS» (в нашем мире «Оставленные»), очень милую, жизнеутверждающую рождественскую историю. Фильм 2023-го о Рождестве 1970 года. Снят в лучших традициях старого, доброго MIRAMAX, на тёплую, ламповую пленку. Стилизация идеальна. Получился легкий пунш «Сэленджер и Керуак на минимамалках с хорошим послевкусием»

Я долго и безрезультатно тыкал «Шазамом» в колонку из которой звучал саундтрек, ожидая увидеть «Саймона и Гарфункеля», но потом нашел полный саундтрек на Deezer и оказалось, что он в основном собран Марком Ортоном.

На «Гнилых помидорах» рейтинг фильма 96/91%, чего я давно не видел для «разговорных» картин о Рождестве.

Я же немного освободился и снова включил бесплатные и разовые сессии в свое расписание. Для тех, кого кроет перед Рождеством и не помогли «The Holdovers».

Эзотерическое подполье Британии

Так как сегодня никто не пришел поговорить о тактильных проблемах релокации, классно обсудили «Эзотерическое подполье Британии . Как Coil, Current 93, Nurse With Wound и  другие гениальные сумасброды перепридумали музыку» Дэвида Кинана, случайно попавшую мне под руку книгу.

Тактильный тренинг адаптации релокации. «Один день — один кусочек»

Несколько лет я наблюдал как работают моряки и пожарные. Основой жизни в тесноте корабля, пожарной станции или экстремальной обстановке служат прикосновения к поручням, стенам, трубам, отдача в ступни ударов тяжелых ботинок по ступенькам, толчки механизмов и вибрация приборов. Зрение обманывает в полутьме, дыме или слепящем сиянии, слух подводит в вибрации механизмов или грохоте падений. Спасает только челночное движение по отработанным годами ориентирам. Именно поэтому прочнее всего в профессии приживаются, не испытывают дискомфорта и желания уволиться тактильно ориентированные люди.

Уехав в другую страну человек растерян, подавлен, дезориентирован. Отчасти это связано с утратой челночных реперов, опорных точек быта, двигаться по которым релокант привык на протяжении нескольких десятков лет предыдущего жизненного опыта.

Какая-то часть жизни человека «автоматизирована». Он движется по одним и тем-же координатам, позволяющим минимизировать работу «духа» и тела, освободив их для других дел и переживаний.

Обычно это называется «комфорт» или «субъективный трек».

Изначально субъективный трек показывается родителями, размечающими его реперами нейромедиаторных подкреплений точно так же, как флажками размечают трассу лыжного слалома. Неразумный младенец «обучается удовольствию или отвращению» к зачастую иррациональным действиям по шаблону родителей, не имея никакого представления о прочих социальных удовольствиях и ритуалах.

По сути, когда мы имеем дело с релокантом движущимся в новой стране по реперным точкам страны домашней, мы видим фантомный трек его родителей. Это действия младенца, которому так и не удалось найти «родовой путь» во взрослый мир. Выросшего физически, но так и не ставшим «адаптивно взрослым» эмоционально.

Неудачи и дискомфорт происходят из-за того, что релокант запрограммирован, лишен мотива искать и не готов находить собственные реперные знаки на сменившейся картинке бытия.

Что делать?

Искать этот самый «выход», что само по себе не просто, так как у ребенка для появления на свет есть строго установленные природой рамки перенатального периода, и неизвестно сколько длящийся период «социального донашивания», во время которого «родитель», взрослый человек несущий ответственность и возможно искренне любящий подопечного, под мотивом «желания добра» и счастья, как он его представляет, обучает нейромедиаторные цепочки младенца, ребенка или подростка эмоционально реагировать на физиологически иррациональные артефакты своего, отделенного от суверенного ребенка, взрослого эмпирического опыта. Вехи опыта взрослого, в том числе безнадёжно устаревшие к моменту обучения и вредные в недалёком будущем.

Может именно это является причиной поиска «гуру» в возрасте принятия, но не осознания проблемы? Психологически человек может понимать, как он попал в затруднительную ситуацию, но не может из неё выйти самостоятельно. А «гуру» нужен для того, чтобы была возможность возложить на него ответственность за поиск решения автоматизации «взрослых проблем».

С другой стороны «гуризм» — это большой бизнес, в котором стоимость почасовая, а не по достижении результата или внутреннего инсайда. Я знаю многих людей бросивших «самосовершенствование» исключительно по финансовым соображениям. В известной, расхожей притче про «рыбу и удочку», все склоняются к «удочке». Гуру-почасовик добросовестно «даёт удочку», учит, как ей надо пользоваться, проводит качественные тренинги в забрасывании блесны и вываживании рыбы, но при этом не рассказывает ученику, что в окрестностях нынешнего обитания подопечного ученика нет реки, озера или моря. А рыба в песке пустыни не живёт. И сам он понятия не имеет, где на карте «рыбные места».

Понятно, что всё непривычное кажется неприятным, угрожающим или, даже, смертельно опасным, поскольку противоречит опыту родителей, присвоенному как «собственный».

Что делать?

Каждый день искать что-то новое. За что можно зацепиться, осознанно освоить и сделать своим. Наконец-то покинув трущий кокон «родительского опыта».

Вспомнить не к месту попсового Фридриха Ницше: «Was mich nicht umbringt, macht mich stärker» («Что не убивает меня, делает меня сильнее»). Человека нелегко убить. Поэтому ищи знаки выхода. Если ты один — найти их можно только эмпирически, открывшись к любому новому опыту, а не пытаясь сохранить свою субъективную траекторию в схеме реперов родительского «постперинатального донашивания». Самое очевидное, что тактильная ориентированность — это рудимент детства, который остался не изжитым. Так и люди, должны на этапе перехода отводить меньшее значения визуальной и аудио артефикации*. Для адаптивности они нуждаются в развитии навыков не получивших достаточного положительного подкрепления в детстве. Поэтому главный путь «взросления» — движение в область осознанного восприятия, обогащающая тактильность посредством задействования других сигнальных и репрезентативных систем и перцептивных механизмов.

Для апробации «входа» можно попробовать практику «Один день — один кусочек».

Выходишь в магазин, находишь то, чего до этого никогда не пробовал и вкус чего тебе представляется отвратительным. Приобретаешь минимально возможный кусок или вес. Приносишь домой и пробуешь, стараясь разделить на элементарные вкусы, понять их соотношение. Добавить к привычным солёному, сладкому, кислому, горькому, солёную черную лакрицу, которую предложили «шестым» базовым вкусом. Или умами.

И так со всем окружающим.

Главное — каждый день получать и осваивать новый тактильный, вкусовой и обонятельный опыт.

——

  • Артефакт (неологизм, от лат. arts — искусство + лат. factus — сделанный, т. е. «сделанный по законам искусства») — продукт творческой деятельности человека. Отсюда «артефикация» — преобразование информации в законченные объекты сознания имеющие значимость, ценность или влияние на другие объекты артефикации. Классический пример: творчество Александра Николаевича Скрябина, предлагавшего собственное переложение музыки с другие эфемерные или не имеющие стабильного воплощения объекты.

Диапазон вопросов

Много работы, но среди вала выделил сентенцию: «Высокоуровневая психология отвечает на вопрос: „Почему?“ Низкоуровневая психотерапия — на вопрос „Как?“»

Подумайте. Додумаетесь — не благодарите.

Ранее Ctrl + ↓