процесс и не более

Позднее Ctrl + ↑

«Край дня Риты» на Litres

«Встал утром — закрой гештальт!» «Край дня Риты» — это о закрытии гештальта, зудевшего меня много-много лет.

Фил Коннорс в «Дне сурка» прожил один день 13 тысяч раз. Я всегда думал: как эта история должна сказаться на его жизни, жизни Риты, которую он влюбил в себя за один день в Панскатони? В какой момент он, со всего размаха, влетел в бесконечное колесо повторений? Что вышвырнуло его из этого колеса? Он единственный, кто пережил повторение одного дня длиной в 33 года и 358 дней?

«Край дня Риты», А. Ивлев на Litres

У каждого вопроса теперь в этой матрице есть ответ. Но я решил не давать его сразу, а публиковать в темпе «черновика». Стараясь рассказать интересную историю.

Фабула такова: Действие происходит в 2008 году, в Нью-Йорке, куда герои переехали несколько лет назад, на взлёте своей телевизионной карьеры. Через пару лет Фил зациклился на дне прожитом в заштатном городке, Рита бросила работу и оплачивает квартиру и антидепрессанты мужа распространяя MLM-косметику.

Бесплатные главы здесь. Буду благодарен за фидбэк.

Пассивная агрессия, часть первая, «Карьера Уильяма Меннингера»

Это история о «пассивной агрессии» для моих друзей, отметивших, что им это интересно и они готовы прочитать мои размышления. Все они люди занятые, поэтому специальное для них я сделал аудиоверсию для прослушивания по дороге, разбил на главы по 15 минут и разместил первую на Spotify, так мне быстрее и удобнее. Если кто-то предпочитает другие стриминговые платформы — напишите название в комментарии и я побыстрее займусь редистрибуцией, чтобы вторую и последующие главы можно было слушать в вашем любимом плеере.

Спасибо и приятного прослушивания.

Часть первая. Предыстория

Пассивная агрессия описывается в популярных статьях большими, жирными, широкими мазками.

Копирайтеры приписывают пассивной агрессии статус психологической патологии, под который попадает настолько широкий спектр социальных взаимодействий, что если пытаться использовать её свойства для классификации, любой человек гарантированно впадает в соблазн назвать «пассивной агрессией» абсолютно всё что вызывает негативные эмоции в обычном общении и походя подводить любое действие под определение «пассивная агрессия окружающих» или его синоним — «токсичность».

Не надо видеть в этом заблуждение или искать умысел журналистов и популяризаторов психологии. Это абсолютно естественная форма подачи материала авторов, старающихся удержать внимание и угодить как можно большему кругу читателей, которые не планируют разобраться в хитросплетениях мотивов и тонкостях психологической реализаций. Для них важно быстро получить практическое решение эмоционально ощущаемой проблемы, и затратить на это минимум времени и усилий.

Адаптируя материал, извлекая данные из разрозненных источников, урезая и сокращая его под потребности читателя, авторы упускают логику «пассивной агрессии» и множат достоверные, но противоречиво скомпонованные утверждения и выводы.

Не отрицая истории вопроса, в дальнейшем изложении своего исследования «пассивной агрессии» я буду следовать классической логике: «А предшествует и является базой для наследующего (->) Б, Б -> В, В -> Г и т. д.».

Начнем с того, что пассивная агрессия существует с момента зарождения специализированных органов коммуникаций. Она есть и может быть идентифицирована у всех высших животных.

Само же определение запущено в оборот полковником армии США, Уильямом Меннингером.

Немного о полковнике. Начиная с 30-х голов прошлого века он работал в семейном психиатрическом фонде, параллельно курируя психологическую подготовку паравоенных в отрядах морских бойскаутов. С началом Второй мировой войны завершил работу в семейном бизнесе и полностью перешел на государственную службу, в должности директора отдела консультантов по психиатрии офиса главного хирурга армии США. Там он руководил разработкой меморандума Medical 203, в значительной степени повлиявшего на принятый всей армией США классификатор психических расстройств.

По совокупности военных заслуг Меннингеру в 1945 году присвоено очередное звание «бригадный генерал». Не высокое, но почётное. В представлении было отмечено, что главная заслуга генерала в значительном уменьшении потерь личного состава по психологическим и психиатрическим причинам. Что бы это не значило.

Выйдя в отставку Меннингер возглавил комитет по реформированию государственных психиатрических лечебниц. Делал он это с таким размахом и задором, что в 1948 году попал на обложку журнала «Таймс» как «лучший менеджер по продаже психиатрических услуг».

После войны влияние подготовленного группой Меннингера меморандума распространилось и на первый раздел «Психические расстройства» Международной статистической классификации болезней, введенный в оборот в 1949 году. Больше влияние положений меморандум Medical 203 оказал на первое «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», опубликованное в 1952 году.

В этой предыстории появления и включения «пассивно-агрессивного расстройства личности» в классификаторы болезней стоит обратить внимание на три факта.

Уильям Меннингер, до прихода в полностью военную психиатрию, работал управляющим в семейном фонде, обеспечивающим деятельность комплекса семейной психиатрической клиники, в том числе занимавшейся лечением и реабилитацией подростков и обучением психиатров. Еще в 20-х годах прошлого века при клинике основана средняя школа и факультет психиатрии. По словам Карла Меннингера, автора книг-бестселлеров семейной психотерапии и брата нашего героя, основной концепцией семейного предприятия Меннингеров было «провидение». «Мы грезили о лучшей медицине для лучшего из миров» («We had a vision of a better kind of medicine and a better kind of world.»)

Позднее, уже в 50-х, семья Меннингеров отойдёт от непосредственного управления клиникой и фондом, передаст полномочия наёмным директорам, но концепция окажется верной и «Хьюстонская клиника Меннингера» до сих пор регулярно входит в рейтинг топ-5 психиатрических клиник США, по версии «US News & World Report».

Не очень-то понятным пятнышком на научной репутации клиники является исследование творчества и паранормальных явлений в 60-х. Грешили они за деньги фонда семьи Иттлсон с нидра-йогой и модным тогда йогом Свами Рамой. Но кто в 60-х был без греха?

Для нас может показаться чем-то несущественным, но в начале прошлого века работа и карьера в скаутском движении являлась серьезным подспорьем военной и политической карьеры.

Поэтому Уильям, эффективный менеджер от психиатрии, в перерывах занимающийся с мальчиками — «морскими бойскаутами». Для него это серьезная работа. А для подростков — ещё одна игра, поддерживаемая романтикой морских путешествий, командной работой, нашивками, ачивками и карьерной иерархией. Это очень важно, так как первый принцип игры в скаутов совпадает с первым принципом военной службы: «беспрекословное подчинение приказу вышестоящего командира».

По всем «военным» канонам, равный не может быть для скаута источником приказа для пересмотра решения или отказа от выполнения распоряжения вышестоящего командира.

Формируя иерархию отряда скаутов Уильям не испытывает явного сопротивления. У паравоенных подростков нет критической физической зависимости от командующего ими взрослого, им ничего не угрожает ни в процессе, ни результате выполнения приказов. В отсутствии страха не формируются ярко выраженные негативные реакции на управляющие директивы. Без личного негативного опыта фатальные последствия военной службы не кажутся реальными, неизбежными или имеющими точную дату и время.

Но именно в отрядах бойскаутов Уильям столкнулся и зафиксировал для себя проявления эмоционального сопротивления власти иерархии.

По правилам «игры в военных», подростки, объединённые авторитарным принципом управлени, были относительно независимыми элементами, но только в рамках правил принятой ими игры. Подчиняясь, оценивая решение о награде и наказании, повышении или делегировании права командования, подростки неизбежно выказывали своё несогласие с управляющим действием командира.

«Разделяй!» — ещё один важный принцип движения. В скаутской иерархии была формально, на уровне разного рода «Уставов», «Заповедей», «Карманных справочников», «Присяг» и прочих, закреплена именованная возрастная сегрегация, изолирующая воспитательные «корзины» возрастные группы. Скауты каждого возраста имели свои групповые именования, чем-то напоминающие суффиксные возраста учеников в средних школах Японии или неформальные звания-префиксы, указывающие на выслугу лет служащих срочной службы.

Придя в скауты маленьким ребенком, новобранец, даже если не проявлял особых навыков и талантов, становился для младших старшим и рос в иерархи только по выслуге лет.

Недовольный подросток-скаут пытался сбалансировать вес командира публичным или частным призывом к справедливости, апелляцией к солидарности товарищей по группе, отряду или арбитражу других взрослых. И, чтобы там не говорили, основной из главных задач «командира» возрастной ячейки скаутов было постепенное подавление «радиуса» распространения «критической информации», которая потенциально могла перехватить инициативу управления вверенного ему подразделения. Постепенно ребенка отучали от вербальной рефлексии, переводили в «режим молчания», высшей точкой которой должна стать абсолютная безэмоциональность и информационное замыкание внутри ячейки, а ячеек — в сообществе.

Дети, как объекты воспитания, укладывались в эту канву идеально. С точки зрения исследования «пассивной агрессии» в скаутском движении есть очень много интересного и требующего кропотливого, тонкого и ресурсозатратного разбора. Возможно, если у меня будет много времени и ресурсов, я когда-то вернусь к этой работе. Здесь-же я завершу исследование теоретического базиса психиатрического диагноза «пассивная агрессия» двумя интересными и эффективными методами, имеющими непосредственное отношение к «пассивной агрессии». Они известны практически всем, но на них никто не обращает внимания. И зря.

Первый. «Замыкание агрессии через культурную апроприацию».

Многие историки скаутского движения обращали внимание, что «сухопутные» скауты начала XX века регулярно «косплеили» индейцев. Переодевались и раскрашивали лица, строили временные летние лагеря в виде традиционных поселений коренных жителей, перенимали манеры поведения, подсмотренные в кино и книгах. Для европейцев, познавших культуру и быт коренных народов Северной Америки из фантазийных книг и кривых переводов псевдоромантиков раннебуржуазного времени это не кажется чем-то странным. В США же отношение государства и большинства населения к индейцам не было таким романтичным и трепетным. Их считали недоразвитыми дикарями, стоявшими в своём развитии ниже домашних животных. Достаточно полно отношение к индейцам раскрывает фраза из «Убийц цветочной луны», фильма Мартина Скорцезе вышедшего в 2023 году. Это малоизвестная история об экономических и семейных отношения коренных и не коренных американцев в 20-30-х годах прошлого века. Один из множества отцов семейств, осознанно убивших своих жен-индианок, говорит: «Проще сесть за убийство собаки, чем за убийство индейца».

Переодеваясь индейцами в начале прошлого века скауты отделяли себя от мира взрослых. То есть, делали примерно то же самое, что и белые джаз-банды, мазавшие лица ваксой и в таком чернокожем виде выступавшие перед пьяными посетителями баров, ресторанов и бурлеск-шоу.

Но есть тонкость. Музыканты, апроприируя чернокожих, стремились раскраской получить билет на право «неприкасаемого» ярко выйти за рамки сдержанного поведения «цивилизованных» музыкантов и агрессивно отстаивать своё право на независимость исполнения от вкуса, морали или этики слушателей.

У скаутов, косплеющих краснокожих, цель была в исчезновении из поля зрения «родительской» цивилизации. Молчание, бесшумное передвижение, собственный язык, изготовление и применение примитивных орудий, ловушек и утвари. Главное — это за непроницаемым, безэмоциональным лицом скрыть от «других» свои намерения и планы. Чтобы в самый неожиданный момент снять скальп с презирающего их общества. Согласитесь, такое воспитание через разделение «мы / они» очень напоминает выработку целого букета симптомов «пассивной агрессии», особенно если использовать методику в однородной группе, где каждый член испытывает очередной личностный кризис. Не имея опыта межвозрастного общения и критического осмысления происходящего, наряженные изгоями подростки «зеркалируют» поведение друг-друга и тем самым усиливают эффект замыкания эмоций и речи на себя.

Второй. «Экономическое принуждение к агрессии».

Каждый скаут, и мальчик, и девочка, должны оплатить своё участие в отряде и коллективные затраты на организацию мероприятий. Это не единые членские взносы, а непосредственная оплата всего, что касается организации деятельности локальной группы движения. Фиксированные взносы варьируются от трехсот до полутора тысяч долларов, есть поступления от благотворителей и доноров, часть — доходы от инвестирования свободных средств в недвижимость, акции и облигации. Сводных финансовых отчётов по всей организации никто не публикует, поскольку, как таковой, единой организации у скаутов нет, а есть концепция присоединения к хартии движения, предполагающая максимально возможную федерализацию локальных объединений, сохраняющих иерархию званий и соподчиненности, но выступающих под разными «специализациями», чем-то напоминающими рода войск. Поэтому ко всему, что касается экономики скаутского движения, можно смело добавлять наречие «предположительно». Особенно для стран, где скаутов куда как больше, чем в США.

С 20-х годов прошлого века существует мемный образ девочки-скаута, продающей печеньки. Это кажется чем-то несерьезным, но ровно до того момента, пока не видишь перед собой реальную пару маленьких пигалиц, уверенно и бескомпромиссно собирающих заказы, принимающих деньги или отдающих товар покупателю. Мальчики-скауты не так видны в продажах, но и у них тоже есть своя торговая марка снеков, которой они торгуют вместе с прочим мерчем.

Каждый год, всего три месяца, с февраля по апрель, девочки из GSA, Ассоциации «Девочки скауты Америки», вступают в бой за огромный рынок печенек и последние несколько десятилетий выигрывают его с разгромным счетом. Единственная компания, которая хоть как-то противостоит этим малолеткам, работая 12 месяцев 24/7 — это Oreo.

«Мальчики скауты Америки» (BSA) продают снеков (предположительно) на сто миллионов долларов, «Девочки скауты Америки» на восемьсот. По оценкам экономистов это половина поступлений бюджета скаутов в США. И BSA и GSA проводит работу над собственными торговыми марками, выводит на рынок новые продукты, снимает с продажи не показавшие необходимой эффективности и этим ничем не отличается от сражающихся с ними пищевых корпораций. Все смеются, но можно написать целую историю о 51 сорте печений снятых с рынка, адаптации новых сортов к политической, социальной и гендерной повестке, едва не случившемся во время Второй мировой войны крахе скаутского движения, причиной которого стали ограничения на продажу ингредиентов для выпечки печенья.

Почему в рассказе о «пассивной агрессии» есть история о печенках?

«Продажа — это война», «Вождь подобен торговцу, вложившему свои средства в дело и ожидающему прибыли», «Бизнес — это война». Изречениями от Наполеона Бонапарта до Мацуситы Коносуки вполне можно описать «сезон продажи печенек». Для этого надо заглянуть в маленькую, примитивно иллюстрированную брошюру «Как девочке—скауту продавать печенье».

Поверьте мне, это произведение ничем не хуже «Искусства войны» Сун Цзы. А может быть даже лучше, потому что понятнее и его советы можно интерпретировать практически для любой отрасли, в которой надо за короткий срок «поставить под ружье» несколько миллионов исполнителей.

«Успокойся», «Не обращай внимания на неудачи», «Не зли однокашников», «Сделай так, чтобы выглядеть старше», «Не нарушай границ» — и ещё десятки простых и эффективных формул эмоционального зацикливания на достижении цели отвечающей интересам корпорации скаутов. Я сам очень хочу провести тесты уровня агрессивности до, во время и после «сезона печенек», чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о росте пассивной агрессии участвующих в акции скаутов.

Это предыстория Уильяма Меннингера, до войны видевшего, но не придававшего значение тому, что позже он классифицирует как «пассивную агрессию» и охарактеризует как «психическое расстройство».

В следующий раз я расскажу, почему на существовавшее сотни тысяч лет поведение был наклеен ярлык «агрессия», какая классификация существует внутри этого понятия и как можно построить работу, именно «работу», со вспышками или экспансией «пассивной агрессии» своих противников или у себя.

Пассивная агрессия

Очень запутанная тема.

Работаю над коротким гайдом для себя и пациентов, находящихся под тлетворным влиянием популярной психологии.

Если у кого-то есть желание разобраться в своих ощущениях — агрессивно пишите в комментах. Под давлением ответственности постараюсь (а) быстрее, (б) короче, (в) не отягощая цитатами и ссылками.

Никогда не было и вот опять

Своим ученикам я всегда говорил: «Изучайте философию. Чем бы вы не занимались. Это единственный предмет спасающий от идиотизма в юности и деменции — в старости» Но, как говорили в «Летающем цирке Монти Пайтона»: «Никто не ждал испанской инквизиции».

Терапия серийной демотивации

Аналитика отметила аномальный рост интереса к «Булл-шит бинго»,«игре для ит-возраста и безответственных корпоративов, в которую надо успеть сыграть пока будущее не превратилось в тыкву»

Поэтому я начал серию сессий «Терапия серийной демотивации». В январе это понедельник и среда, начало в 19:00 МСК, One-To-One, Zoom.

Подробности и ссылка на бронирование

Не кручинг и не менторство!

Зеркало для самопомощи

Очень кринжово смотреть видео с детьми, рассуждающими о фундаментальной науке, квантовой физике, строении материи, Вселенной, биологии. Ребенок насмотрелся научпопа и имитирует постижение, как волнистый попугайчик человеческую речь.

Или «стыдные» видеокурсы по разного рода психологической самотерапии.

Я не спорю: случались казусы с самооперированием перитонита. Один или два, за всю историю медицины, когда опытный хирург, глядя в зеркало и без наркоза удалил сам себе воспалившийся аппендикс.

Есть уникальный феномен Михаила Зощенко, годами, методично избавлявшего себя от десятка фобий, ипохондрии и депрессии. Но это был гений, ежедневно разглядывавший свое «Я» и посвятивший этому «постижению „Я“ львиную долю творчества. И он мог себе это позволить, ведь за обёрнутые в юмор записки о самонаблюдении ему неплохо платили.

Что происходит, если пользующий сам себя человек не гениальный хирург — предсказуемо. И спорить с этим будут единицы. Если обычный человек попытается сам себе сделать полостную операцию, со стопроцентной вероятностью его аккуратно поместят под специализированное наблюдение, пропишут препараты и впредь будут следить, не потянулась ли рука к скальпелю.

Психологическая самопомощь на базе роликов и шортсов YouTube не вызывает отрицания. Скорее — наоборот. Рекомендательные алгоритмы забивают персональный топ видеохостингов роликами такой тематики и создают у экспериментатора уверенность в том, что весь мир ежедневно справляется с аналогичными проблемами простыми упражнениями, повторением незамысловатых вербальных формул, практикой в визуализации и „медитациями“. Никто, никого не заставляет, все живы. Какие могут быть возражения против психосамотерапии?.

Для изолированной психики работающего человека нет зеркала, идеально отражающего внутренние психические процессы. Зачастую попытка что-то исправить глядя на свое отражение в собственном восприятии ведет к разрушительному результату, который виден снаружи и не кажется чем-то странным изнутри.

Поэтому, занимаясь „психологическим самолечением“, попробуйте найти кого нибудь, кто понаблюдает за вами „снаружи“.Того, кому вы на сто процентов сможете доверить роль „хирургического зеркала“, в котором верно отражается ваша рука с „ментальным скальпелем“. Удачи.

Бесплатные сессии января 2024 года

По графику бесплатные анонимные сессии «Тревога, страх, депрессия» доступны каждый четверг. Начало в 19:00 МСК.

Зарезервировать время надо по этой ссылке.

Сессии проходят в Zoom.

После регистрации на указанный e-mail отправляется ссылка на встречу. Указывайте реально доступный вам адрес электронной почты.

ОКР: помоги себе сам

В книге «В царстве голодных признаков. Лицом к лицу с зависимостями» есть пара страничек посвященных самопомощи при Обсесси́вно-компульси́вном расстройстве. Упражнение из пяти шагов для самостоятельного тренинга.

Плюс: можно попробовать самостоятельно, даже если расстройство не диагностировано или имеет характер не разрушительной зависимости (шопоголизм, переедание/заедание, работоголизм, болезненный перфекционизм и пр.)

Минус. Запутанный перевод и действия внутри ступеней понятны и принимаемы не с первого прочтения.

Если будете пробовать и возникнут трудности с интерпретацией инструкций, захочется получить дополнительную помощь — спрашивайте через анинимного бота. Моментально не среагирую, но помогу и проконсультирую обязательно.

Gabor Maté, «В царстве голодных признаков»

Вчера Olga Rasseko спросила меня «Александр, а как вы относитесь к трудам Габор Матэ? (возможно читали)». Первая итерация: «Не читал». Вторая «Найти что переведено на русский». Третья итерация «Посмотреть выходные данные». Четвертая: «Прочитать аннотации». Пятая итерация: «Пробежать отзывы».

3-4-5 сложили некий образ творца психологических науч-поп бестселлеров, который лечит наложением рук буквально все. Названия издательств наводят на мысль о форках пристнопамятной «Софии», размножавшейся трансграничным делением. К одной из странностей можно отнести достаточно забавный феномен: канадский сочинитель бестселлеров от чего-то не искался в франкоязычном сегменте Amazon.ca по подлинному написанию имени «Gabor Maté».

Но я успел ухватить краем глаза комментарий Ольги «Очень жаль...», который она быстро потерла. Меня это немного заело. Отставив дела вечера субботы и преодолев неприятие дизайна обложек переводных издательств, я заказал несколько книг Габора Матэ. По наитию выбрал для чтения первую — «В царстве голодных признаков. Лицом к лицу с зависимостями». Тема моя. Теперь об итерациях.

Третья. Книга писалась с 2006 по 2008 год. Натура: Ванкувер. Будучи чуть в теме того, что сейчас происходит в «поясе аддикции Канады», я сразу сориентировался, что фактура устарела и в книге нужна для «разгонов». Ничего нового, даже исходя из моего, не такого богатого и смелого, как у Габора опыта, для меня не было. Редакторов в книге не отмечено, но примерно на трети текста у меня задёргался глаз. И я даже полез в интернет, почитать, не упустил ли я чего в структуре строения головного мозга. И выдохнул, поняв, что какая-то часть книги вышла в подстрочнике, обойдя редактуру и рецензентов.

Четвертая. Аннотации, для букмаркетов пишут построчники, за деньги и наобум.

Пятая. Отзывы те же, но бесплатно, от графоманского зуда или по наивному недомыслию.

О стиле. Иногда Gabor Maté напоминает мне старенького преподавателя, от избытка чувств переходящего с материала к воспоминаниям, которые считает не менее важными, чем предмет лекции и декламирует их, хренача в такт своим мыслям костылём по кафедре.

О сути. Интересно и поддерживает мои методы. И поможет мне их развивать. Я для себя (и, возможно, для тех, кто будет продираться через книгу) разметил метаметками страниц с информацией для размышления. Для людей далёких от предмета или думающих помочь себе без посторонней помощи, рекомендую «обчитывать их по методу Искандера» (см. первый комментарий) Существенные страницы. 149. 168. 175. 188. 192. 198. 213. 220. 226. 230. 233. 237. 267. 268. 270. 281. 289. 290. 300. 306. 309. 314. 334. 348. 360. 366. 376. 378. 384. 393. 398. 419. 421. 423. 426. 428. 434. 442. 466. 469. 470. 471. 490. 492. 548. 549. 555. 562. 564. 567. 570. 586. 588. 594

О практике. Развитие моего полугодичного размышления «Изгнание из гормонального Рая» и практики «тактильных реперов»

Olga Rasseko — спасибо.

Ранее Ctrl + ↓